Работа международной Санкт-Петербургской студенческой Модели ЕС моделирует следующие институты Европейского Союза: Европейский Парламент, Совет Министров, Европейскую Комиссию, Комитет регионов, Экономический и социальный комитет (лоббисты). Помимо этого участники могут выбрать для себя роль журналиста и почувствовать, какое влияние оказывает пресса на систему принятия решений в Европейском Союзе, а также претендовать на роль активного наблюдателя от одной из ведущих, но не входящих в ЕС стран. Для того, чтобы сделать непростой выбор - в работе какой из представленных структур Вам будет интереснее принимать участие - надо хорошо представлять специфику каждого из них. Чтобы помочь Вам сделать выбор, ниже мы приводим краткое описание моделируемых органов ЕС.

Самым большим и представительным является, конечно, Европейский Парламент. Главная задача депутатов Парламента заключается в принятии европейских законов и рекомендаций: директив и резолюций. Парламент параллельно с Советом Министров рассматривает поступающие из Комиссии проекты директив и вносит в них свои коррективы, после чего принимает или отклоняет законопроект. Надо помнить, что каждый депутат Парламента представляет интересы не только региона, где он был избран, но и одной из общеевропейских партий (фракций). Конечно, внутрифракционные разногласия возможны (к примеру, польские зелёные могут не соглашаться с финскими или испанскими зелёными), но в целом задача каждой фракции в рамках модели - создать и активно отстаивать свою консолидированную общеевропейскую точку зрения на проблему, не забывая о национальных интересах. В этом им помогут руководители фракций, координирующие работу депутатов, а также избираемый голосованием Президент Парламента.

Одновременно с Европейским Парламентом работает Совет Министров. На Совет Министров возлагаются функции национальной экспертизы принимаемых решений. Постоянные представители государств в Совете Министров и сами Министры не только изучают проект документа, предлагаемый Комиссией, но и принимают поправки с точки зрения интересов своих стран. Помимо этого представители стран комментируют для остальных участников причины заинтересованности в том или ином решении. Важно учитывать тот факт, что представители государств в Совете Министров ответственны только перед своими национальными правительствами. При голосовании по проекту директивы они могут как голосовать за или против, так и воздерживаться от решения. В случае наличия фундаментальных противоречий между проектом директивы и национальными интересами, любой из участников может отправить документ на доработку или потребовать дополнительного времени для более подробного рассмотрения или обсуждения проекта. Участники модели, заседающие в Совете Министров, должны по возможности придерживаться точки зрения национальных интересов своих стран и озвучивать официальную позицию страны при обсуждении проекта директивы. Наиболее важные решения принимаются единогласно или квалифицированным большинством, что даёт представителям малых стран шанс почувствовать свою значимость при определении общеевропейского курса. Председательствует в Совете Министров в первом полугодии 2010 года - Испания.

Европейская Комиссия - это институт, напрямую не связанный с национальными интересами и действующий исключительно в интересах всего Европейского Союза и европейского общества в целом. Основной функцией Европейской Комиссии является реализация права законодательной инициативы и разработка проектов правовых норм, а также наблюдение за выполнением странами-членами ЕС уже принятых обязательств. В рамках Модели Комиссия обобщает все предложения, проекты и инициативы по разработке законопроектов, представляет их на рассмотрение Парламенту и Совету Министров, а также вносит коррективы в тексты в соответствии с пожеланиями этих институтов. Как правило, комиссионеры - это наиболее опытные и знающие моделисты - специалисты в сфере ЕС.

Функции и возможности Наблюдателей от неевропейских стран от части похожи на возможности лоббистов. Наблюдатели - это представители стран вроде США, Японии, Китая, Индии и России, которые находятся в ранге послов и выступают, стремясь защитить свои национальные интересы и интересны национальных деловых кругов.

Роль средств массовой информации в жизни каждого европейца также очень значительна. Ежедневно день большинства жителей Европейского Союза начинается с выпуска новостей, свежей газеты или посещения информационных сайтов интернета. Для отражения этой роли в рамках нашей Модели было принято решение о моделировании европейской прессы. Участники разных институтов зачастую не знают, как именно воспринимаются их идеи у соседей, восполнить эту нишу призваны журналисты. Они будут собирать информацию о ходе заседаний и доносить её до участников, подчёркивая сильные или слабые стороны тех или иных решений. Кроме этого пресса - это неоценимый инструмент влияния лоббистов на принятие решений ЕС, шанс озвучить свою позицию и донести её до всех моделируемых институтов.

Модель Европейского Союза проводится в 2010 году на факультете международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета является крупнейшей и ведущей Моделью ЕС в России.

Конференция сочетает в себе образовательный тренинг по тактике ведения переговоров, практические занятия по изучению механизмов принятия решения и зависимости возможностей политического действия от ценностных и культурных традиций с интересной ролевой игрой, способной привлечь внимание студентов к сфере исследования проблем взаимоотношения Российской Федерации с Европейским Союзом.

После регистрации участники получают доступ к специальным подборкам материалов, а после присвоения роли - к персональным инструкциям участника. Готовясь к Модели, участники могут принять участие в рейтинге знаний о Европейском Союзе - Рейтинге Евромоделиста...



© Инициативная группа преподавателей факультета международных отношений СПбГУ, 2006-2016
 Контакты: models@mail.sir.edu , VK - Модель ЕС, VK - Модель ООН.
© 2006-2016, доц. Леви Дмитрий Андреевич